Раскладка клавиатуры для работы в lmms 1.3. LMMS – каков на вкус бесплатный фрукт? Как же здесь писать музыку

Линуксовый (и как следствие бесплатный) аналог любимого FL Studio - LMMS добрался и до наших цветных окошек. Давайте разберем поближе его и посмотрим, что оно может предложить бедному студенту-музыканту.

Установка

Дистрибутив весит всего 15 мб, и без проблем был скачан с официального сайта программы. С установкой проблем замечено не было, она ничем не отличается от установки любых других программ. При первом запуске открылось окошко с настройками программы, которое аналогично FL (что ожидаемо). Что приятно программа сама определила язык и поставила русский. Хотя, признаться, перевод не очень грамотный, видно, человеческая рука тут не прикасалась, работал исключительно электронный переводчик.

В разделе «Общие настройки» главный интерес представляет размер буфера.

В разделе «Пути». Здесь стоит указать путь, куда установлены у вас VST-плагины, и FL Studio, так же (если имеются) путь, где у вас находятся SF-банки.

В следующей вкладке «Параметры звука» можно выбрать звуковую систему. У меня отобразилось всего две вкладки: SDL и Dummy (по сути либо есть, либо нет). Данная настройка не очень понятна, и я подозреваю, что она перешла без изменений из Линукса.

Последний пункт «Параметры MIDI» по настройкам аскетично-аналогичен предыдущему.

Признаться уже довольно сильно настораживает этот минимализм в настройках (например, нет возможности даже выбрать нужный звуковой драйвер!). Интересно, что ждет нас дальше.

Работа с инструментами

После настроек перед нами предстает вот такое окно. Сразу видно, что писали программисты-любители, за эргономику, не выше тройки, хотя на первый взгляд он мало отличается от «фруктового». Но интерфейс меня мало волнует: бедный студент может разобраться с любыми трудностями. Посмотрим, какие возможности программа предлагает музыкантам. Открываю браузер.

Что ж весьма обширный выбор. На первый взгляд, все, что может понадобиться есть. Но, все же рассмотрю каждый в отдельности:

AudioFile Processor – аналог Audio Clip в FL

И сразу же нарекание: авторы, что считают меня ясновидящим? Как разглядеть маленькую кнопку открытия прямо под логотипом такого же цвета? Мне понадобилось минуты три, чтобы найти её! В остальном все скопировано с аналога в FL. В плане работы особых нареканий не вызвало, делаю вывод что разработчики, как программисты лучше, чем как дизайнеры.

Bit Invader

Синтезатор для жанра 8 bit. Фанатам жанра должно понравиться, есть все необходимые настройки, арпеджиатор, но, к сожалению ни одного пресета, что резко затрудняет общение новичков с данным плагином.

Проведя небольшое время за ним, я разобрался довольно быстро, и даже смог извлечь, несколько неплохих звуков, а, учитывая в целом редкость инструментов для этого жанра, то можно сказать авторам спасибо, за данный инструмент.

Kicker – прямой аналог Fruit Kick

Звук удара, признаться, мне не очень понравился – глухой, причем настолько, что даже еле улавливается изменение тональности. Хотя применение я ему нашел сразу же – хороший вариант для имитации звука сердцебиения.

LB-302

LB-302 – расшифровывается как Lead Bass. Из чего сразу становится понятно, что это синтезатор басовых линий и соло-партий для электронной музыки.

Звучание данного плагина «на троечку», хотя мое мнение, что он тоже создавался с ориентировкой на 8 bit, и подобные жанры.

Mallets

Этот плагин не вызвал у меня нареканий. Звучание звонкое, четкое, конечно реалистичным его назвать сложно, но если поработать эквалайзером и наложить реверберацию, то получится очень даже неплохо.

Organic

Как видно из названия – имитация звука органа. Звучание плагина довольно «пластмассовое». Но в качестве применения можно использовать для имитации игрушечных органчиков и пианино.

FreeBoy

FreeBoy – эмулятор аудиопроцессора GameBoy! (если кто помнит была когда то такая карманная игровая консоль). Авторы, точно фанаты 8 bit. Отличный звук! Плагин как будто возвращает во времена, когда появились первые приставки. С помощью арпеджиатора мне удалось сделать много звуков аналогичных мелодиям из игр того времени.

Patman

Patman – синтезатор на основе патчей, совместимый с GUS. Добиться мне от него так ничего и не удалось. Он предлагает выбрать патч с расширением *.pat. Найти подобные файлы в папке с программой и где-либо еще на моем компьютере не удалось.

SF2 Player

SF2 Player – проигрыватель sf2-файлов. Я ими не пользуюсь, поэтому оценить работу плагина мне было сложно. Количество настроек и интерфейс нареканий не вызвали.

SID – еще один плагин для любителей 8bit. Эмулятор чипов MOS6581 и MOS8580, которые использовались на Commodore 64. Большое количество настроек позволяет получать самые разные звучания. Звук получается мягкий и довольно приятный.

TripleOscillator

TripleOscillator – аналог 3x Osc в FL. Плагин полностью скопирован со своего платного аналога, как в плане интерфейса, так и в плане звука, хотя мне показалось, что у данного плагина все-таки более «аналоговое» звучание.

VeSTige

VeSTige – интерфейс для загрузки VST плагинов. Аналогичен Fruity Wrapper. ля теста я загрузил в него плагин Milk Guitar. Плагин загрузился быстро и без проблем. Настроек никаких, кроме самых основных я не нашел, хотя все что реально может пригодиться есть.

Vibed

Этот продукт позиционируется, как эмулятор колебания струн. Подозреваю, что создавался как более продвинутый аналог Plucked. Признаться, у меня так и не получилось сделать звук струны. А отсутствие пресетов, так и не позволило разобраться, как работать с этим плагином. Тем не менее, люди, которые хорошо знакомы с теорией синтеза звука, смогут добиться очень неплохих результатов.

ZynAddSubFx

ZynAddSubFx – последний в нашем списке плагин. Представляет собой еще один синтезатор басовых линий, но уже с пресетами. Для того чтобы открыть окно синтезатора нужно: нажать кнопку “Show GUI”, далее в открывшемся диалоге выбрать “Beginner”, появится окно синтезатора, как на скриншоте, в этом окне надо будет щелкнуть по вкладке “Instrument”, и в открывшемся списке выбрать “Show instrument bank”. Неужели разработчики считают это удобным? Лично мне после таких операций уже перехотелось пользоваться этим инструментом, хотя он имеет довольно много установок и пресетов.

Микшерный пульт

В данном случае пульт используется только для наложения эффектов и регулирования громкости. Создатели программы точно не музыканты, потому что тяжело пользоваться пультом, который не имеет даже ручки баланса! Я уже не говорю о таких кнопках как mute, solo и т.д. Но будем пользоваться, тем, что имеется. Чтобы пользоваться микшером, нужно назначить канал FX на соответствующий канал микшера.

В разделе «Цепь фильтров» можно добавить эффекты. Присутствует большое количество встроенных эффектов, так же легко загружаются VST. Эффекты работают без особых осложнений, замечаний практически нет.

Работа над проектом

Чтобы оценить возможности программы я загрузил несколько готовых проектов, которые поставляются вместе с программой. Мнение, о том, что авторы не музыканты усилилось еще больше. Более того, они совершенно не могут пользоваться, теми инструментами, которые сами же и придумали. Все проекты были выполнены с использованием сэмплов, и авторы практически не пользовались инструментами! Единственное, что могу посоветовать вам для ознакомления с программой – это проекты из папки covers. В целом звучание проектов не очень приятное, напоминает больше звук midi. Боюсь, со стандартными инструментами будет сложно работать даже на любительском уровне.

Заключение

Кратко я рассмотрел все функции программы. Впечатления смешанные. С одной стороны – это продукт с мощным потенциалом, с другой стороны уровень его реализации так и остался на любительском. На момент написания статьи последняя версия программы была: 0.4.4, поэтому сложно сейчас делать выборы, посмотрим, чего авторы добьются хотя бы к 3ей или 4ой версии, я надеюсь, что они все-таки сделают конкурентоспособный продукт. Увы, сейчас его нельзя назвать ни заменой FL Studio, ни даже просто хорошим бесплатным хостом (не дотягивает даже до уровня Reaper). Но все же программа имеет право жить на ваших винчестерах, если вы увлекаетесь экспериментальной электронной музыкой, и просто must have для тех, кто пишет музыку в жанре 8 bit и других схожих жанрах.

Новичку будет сложно в ней разобраться из-за недоработок в интерфейсе, плохого перевода и отсутствия пресетов. Людям, имеющим опыт в работе с музыкальными программами, я рекомендую скачать, и самостоятельно ознакомится, быть может, она и не станет вашей основной программой, но, тем не менее, может стать хорошим подспорьем в экспериментальных проектах. В своем я приведу диаграмму оценок основных функций.


Рис. 7. Главное окно LMMS

Своим названием LMMS подобен знаменитому плейеру XMMS, поэтому человек, впервые услышав про LMMS , может решить, что это еще один плейер. На самом же деле «LMMS » расшифровывается как «Linux MultiMedia Studio». Это программа для создания музыки, а не только барабанных партий. Я помню LMMS с первой версии, когда разработчик сообщал, что-де LMMS – это «наш ответ Cubase ». Однако, на Cubase он вовсе не похож, ни внешним видом, ни функциональностью. Скорее, это свободный аналог Fruity Loops . LMMS – одна из самых красивых музыкальных программ под Linux.
Итак, что же такое LMMS ? Что он дает вам как музыканту, начинающему или профи? Дорожки, на которых можно записывать музыку. Мелодия пишется либо в пианоролле (эдакая таблица, где вы прямоугольниками рисуете ноты), либо в том, что в русском переводе названо редактором ритма/лейтмотива , а в оригинале – beat+bassline editor , то есть «редактор ударных и басов». Этот последний, практически, повторяет редактор паттернов в драм-машине, то есть каждая нота инструмента/дорожки может находиться лишь в одном состоянии – включена или выключена.
Так же, как каждая квартира начинается с двери, всякая программа начинается с установки. LMMS – частый гость в дистрибутивах Linux, куда он входит в уже собранном, бинарном виде. А для установки из исходников вам понадобится Qt3 . Чтобы собрать LMMS на 64-битном дистрибутиве, возможно придется немного подправить скрипт configure, дабы заменить подстроку «$QTDIR/lib» на «$QTDIR/lib64» .

Скорая помощь

LMMS способен использовать VST-инструменты, но такой сборки LMMS вы, пожалуй, не найдете – по лицензионным соображениям. К счастью, собрать LMMS с поддержкой VST можно и самостоятельно. Для этого надо проделать несколько шагов – установить заголовочные файлы libwine , установить Steinberg VST SDK (версий 2.3 либо 2.4 – http://www.steinberg.de/331+M52087573ab0.html), скопировать файлы aeffect.h и aeffectx.h в каталог «lmms-0.2.x/include » и наконец, запустить настройку исходных текстов:

./configure --with-vst

Кроме того, вам понадобятся заголовочные файлы библиотек вывода звука, хотя бы одной из следующих: ALSA, Jack, SDL, OSS. Также нужны библиотеки Ogg Vorbis (большинство сэмплов из комплекта LMMS идут в этом формате), libsamplerate и libsndfile . Для поддержки плагинов LADSPA исходные тексты нужно сконфигурировать с ключом --with-ladspa .
Примечательно, что в исходные тексты LMMS (и в пакетные сборки) включены сэмплы и примеры композиций, причем все это не свалено в одну кучу, а кропотливо отсортировано по тематическим папкам, которые доступны во встроенном в LMMS браузере. Кроме сэмплера, в LMMS включены также пять программных синтезаторов. Пресеты к ним в найдете в том же браузере, в папке Мои предустановки . Звучания этих синтезаторов будет более чем достаточно, если вы пишете музыку в стилях techno, trance или hip-hop, грубо говоря, все то, что можно написать в коммерческом продукте Fruity Loops , который, увы, не выпускается в Linux-версии.
Рис. 8. Вкладка сэмплов. Список «встроенных» звуков.

Тематические папки с сэмплами и пресетами доступны как вкладка эдакой панели управления, которая находится в левой части главного окна LMMS . На вкладках этой панели расположены программные синтезаторы, сэмплы, файловый браузер Мои проекты (отображающий как входящие в состав LMMS песни-примеры, так и сохраненные вами проекты) и файловый браузер общего назначения, просто отображающий вашу файловую систему (Рис. 8 ).
Впрочем, не обошлось и без недочетов. Нигде в LMMS вы не найдете индикатора уровня выходной громкости. Есть индикатор загрузки процессора, а над ним – осциллятор текущей волновой формы. Индикатора же громкости нет. Общей громкостью можно управлять одним-единственным ползунком, причем громкость в нем измеряется в процентах. Иными словами, правильное управление выходной громкостью сигнала отсутствует. LMMS дает возможность включить лимитер, опять-таки общий, который будет гасить перегрузку сигнала, однако никаких опций у этого лимитера нет, присутствует только кнопка в двух состояниях: включено – выключено.
Нет микшера. Громкость дорожки настраивается регулятором рядом с каждой дорожкой. Панорама дорожки доступна только в окне соответствующего дорожке сэмплера или синтезатора, причем в виде двумерного поля с надписью Surround .
Поговорим об инструментах. Любой инструмент в LMMS , будь то сэмплер или синтезатор – это плагин. Когда вы хотите сыграть определенную партию сэмплом, то это осуществляется с помощью инструмента-сэмплера Audiofile Processor (Рис. 9 ).
Который, к слову, обладает возможность зацикливать загруженный сэмпл, то есть создавать из него петлю. Кроме того, одним нажатием кнопки устанавливается режим обратного воспроизведения сэмпла, то есть реверс. Прочие инструменты являются синтезаторами разного назначения. Например, Plucked! Stringsynthesis предназначен для эмулирования звучания струнных. Вот как он красиво выглядит (Рис. 10 ).
Синтезатор Organic позволяет создавать не только звуки электро-органа, но и жесткие техно-клавиши – надо только не забывать о наличии кноба Dist (от distortion – искажение) (Рис. 11 ).
Еще один синтезатор – Triple Oscillator – не специализируется ни в чем, поэтому область его применения очень широка (Рис. 12 ).

Каждый синтезатор появляется с стандартном окне с несколькими вкладками и клавиатурой внизу, на которой можно сразу же опробовать инструмент. На первой вкладке (plugin ) доступен интерфейс синтезатора. Вторая вкладка – управление фильтрами обработки сигнала, поступающего от синтезатора, а также такими его параметрами, как атака, затухание и тому подобное. Третья вкладка дает возможность включить воспроизведение аккордами и арпеджио – здесь радует огромное количество пресетов. Наконец, на вкладке MIDI можно настроить взаимодействие инструмента с MIDI-устройствами.
Рис. 13. Automation editor.

Теперь о важном касательно синтезаторов – почти каждый их параметр может быть автоматизирован, для чего служит редактор автоматизации. Чтобы вызвать его, надо нажать правую кнопку мыши на элементе управления и выбрать в контекстном меню пункт Open in automation editor (в момент написания этих строк он еще не был переведен на русский).
В этом редакторе вы можете карандашиком рисовать изменения выбранного элемента управления на временной шкале. Таким образом можно динамически изменять, допустим, громкость инструмента на протяжении нужного вам отрезка времени, либо влиять на звучание синтезируемого звука. Наличие автоматизации такого уровня говорит о высоком классе LMMS среди прочего звукового ПО, будь то для Linux, Windows или MacOS.
LMMS вообще производит хорошее впечатление уже с самого начала. Редкая программа в первых версиях имеет такой цельный и, я бы сказал, модный графический интерфейс. Разработчикам пришлось для него много рисовать и программировать, ведь в LMMS используется большое количество нестандартных виджетов, которых в Qt просто нет – взять хотя бы фортепианную клавиатуру.
Интерфейс LMMS на первый взгляд кажется сыроватым – вероятно, из-за большого размера кнопок и некоторых других элементов управления, но потом взгляд привыкает. Кроме того, нельзя отрицать простоту использования LMMS – если, конечно, вы сталкивались ранее с подобными программами, той же Fruity Loops . Дружественность интерфейса LMMS играет очень важную роль – программу можно освоить методом «тыка». Научный «тык» необходим, поскольку за два года существования LMMS никто не удосужился написать к нему документацию. Некоторые элементы интерфейса снабжены контекстной подсказкой, но она не может заменить полноценное руководство. На сайте LMMS есть Wiki с информацией по LMMS , однако, она тоже не может претендовать на звание документации. Плохо освещены даже основные рабочие характеристики LMMS . Непонятно, какова разрядность внутреннего микширования – 16, 32, 64 бита? Как действует встроенный лимитер? Что за кнопка «высокое качество» , на что именно она влияет? Где доступ к плагинам LADSPA, если я собрал LMMS с поддержкой этой технологии?
В LMMS есть импорт песен от Fruity Loops . В Wiki такая возможность заявлена как планируемая. Я нашел у себя в закромах собственные, древние композиции, написанные во Fruity Loops , и попробовал их импортировать. В самом деле, импорт некоторым образом работает – загружаются дорожки с нотами, но все дорожки (и с сэмплами, и синтезаторные) трактуются LMMS как дорожки для инструмента Audio File Processor . Кроме того, после импорта вам придется заново назначать инструментам сэмплы, но это уж не вина LMMS – ведь у Fruity Loops свои инструменты, сэмплы. А в файлах Fruity Loops хранятся, грубо говоря, только мелодии.
Еще в LMMS есть импорт MIDI, он тоже работает – сходным образом с импортом Fruity Loops , то есть после импорта вы получаете дорожки с партиями, а уж забота по распределению для них инструментов ложится на ваши плечи.

Сэмпл или образец?

Пользуясь случаем, немного покритикую русский перевод LMMS . Вкладку «Мои образцы» , где находятся сэмплы, можно было бы перевести как «Мои сэмплы» – так понятнее, ибо слово «сэмпл» уже прижилось в околомузыкальной среде, и никто не говорит про сэмплы – «образцы».
Я сам противник вливания в язык иностранных слов, но слово «сэмпл» так же привычно, как, например, слово «джинсы». И хотя «jean» переводится просто – «плотная хлопчатобумажная ткань», мы говорим «надел джинсы», а не «надел плотную хлопчатобумажную ткань». На худой конец, можно использовать вместо «сэмплы» слово «звуки», однако не «образцы». Образцы выставляют в витрине или привозят на выставку.

Впечатления от LMMS следующие. Разработчики мало внимания уделяют общему, однако много – частному. Частное – допустим, есть окно «Заметки» с текстовым редактором, куда вы можете добавлять какие-то свои заметки к проекту. При этом текст не простой, а с оформлением – доступно меню для его форматирования и раскраски разными цветами. Это очень здорово, но почему такая, в принципе, второстепенная для музыки штука реализована, а индикатор громкости – нет? Я понимаю, что при микшировании LMMS все равно рубит громкость на нуле децибел, но мне нужно видеть уровни громкости и иметь возможность наглядно ими управлять. Однако должен признать, что программ такого класса и возможностей, как LMMS , довольно мало. Более того, под Windows у LMMS есть только коммерческие аналоги – FruityLoops и Orion .
Что до аналогов Hydrogen под Windows, то я давно не видел в этой системе драм-машин, которые не сделаны в виде плагинов. Помню, Steinberg одно время выпускала «отдельную» программную драм-машину BBox со славным набором сэмплов. Вот Hydrogen по ощущению работы больше всего похожа на этот BoomBox , хотя возможностей у Hydrogen больше.
Остается прибавить, что следуя добрым традициям Linux, Hydrogen и LMMS распространяются под лицензией GPL, и денег за свои продукты разработчики не берут. И в какой-нибудь другой стране, где пиратства, условно говоря, нет, музыкант-любитель вполне может позволить себе работать под Linux с хорошим набором софта, не тратя на это ни одной заграничной копейки (кроме как на скачивание из Сети).

→ Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Роман Петелин

Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

  1. документация недостаточно подробная;
  2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
  3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

  1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
  2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
  3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.

LADSPA (Linux Audio Developer"s Simple Plugin API) - формат плагинов, который используется на платформе Linux так же широко, как VST на платформе Windows. LADSPA посвящен сайт http://www.ladspa.org .

Скачать LMMS можно на сайте в разделе Download . На момент написания статьи актуальной является версия 0.4.4. Доступны дистрибутивы для Linux и Windows. Пускай вас не смущает номер версии (меньше, чем 1.0.0). Дело в том, что у свободного и коммерческого программного обеспечения (ПО) разные принципы нумерации версий. Коммерческое ПО:

  • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
  • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
  • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
  • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

  • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
  • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
  • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline ). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS\data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.

Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры ), на вкладке Paths , которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS ) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS /data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.


Рис. 1. Главное окно LMMS

В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

, Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
, My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
, My samples - библиотека сэмплов;
, My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
, My home - домашняя папка пользователя Windows;
, My computer - все дисковые ресурсы.

Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.

В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый ). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт ).
Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editor инальный секвенсор ) - аналог окна Playlist в FL Studio.

Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

Доступны следующие инструменты:

  • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
  • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
  • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
  • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
  • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
  • Organic - аддитивный синтезатор;
  • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
  • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
  • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
  • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
  • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
  • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
  • Vibed - синтезатор звучания струнных;
  • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.


Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню

Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК , БАЛ (VOL , PAN ) - громкость, панорама.

Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll ) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

  • Заморозить (Freeze ) - "заморозить" партию инструмента;
  • Переморозить (Refreee ) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
  • Разморозить (Unfreeze ) - разморозить партию инструмента.

Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

  • нажмите и удерживайте нажатой клавишу;
  • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
  • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и.


Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor ).


Рис. 4. Редактор автоматизации

Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN ) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX ), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

  • ОБЛ/LFO (ENV/LFO ) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
  • АКК/АРП (FUNC ) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
  • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
  • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

а б в
Рис. 5. Панели некоторых инструментов

Финальный секвенсор (Song-editor ), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.


Рис. 6. Финальный секвенсор

Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A , B , C , D . В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN ), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.


Рис. 7. Микшер

Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт . Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.


Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best ); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.

LMMS – программа, позволяющая создавать собственные музыкальные композиции с использованием электронных синтезаторов, семплов и всевозможных эмуляторов. Встроенный редактор дает возможность создавать шаблоны, которые можно сохранять и использовать в дальнейшем, комбинируя уже созданные паттерны или добавляя к ним новые. Помимо редактора, в состав LMMS входит продвинутый микшер, позволяющий разделять звуковые дорожки по разным каналам. Это необходимо для того, чтобы на каждый канал можно было наложить свой эффект.

Кстати эффектов в этом приложении тоже достаточно много, что позволяет задавать разное настроение и тон создаваемой музыке. Утилита поддерживает несколько видов синтезаторов, среди которых стоит отдельно похвалить те, которые предназначены для ударных и струнных инструментов, речи, имитации звука органа и так далее. Каждый из синтезаторов обладает своим набором настроек. Ближайшим аналогом LMMS является известная программа . В целом, функционал этих приложений достаточно схож, но в отличие от Fruity Loops, представленное средство является совершенно бесплатным.

Ключевые особенности и функции

  • возможность работы с midi-клавиатуры;
  • поддержка синтезаторов, семплов и эмуляторов;
  • набор синтезаторов, для симуляции всех распространенных инструментов;
  • удобный пользовательский интерфейс;
  • наличие микшера, для распределения звуковых дорожек по каналам;
  • кроссплатформенность приложения.

Отличная программа для Linux, которая называется LMMS, то есть Linux MultiMedia Studio.

На скриншоте можно видеть (по крайней мере, если его открыть) три дорожки, одна из которых исполняется программным синтезатором LB302 (он эмулирует Roland"овский синтезатор TB-303), а две другие несут в себе барабанные партии. Что ж, остановимся пока на последних и попробуем что-нибудь сделать.

Если открыть новый проект, взору откроются три дорожки, последняя из которых и есть нужная нам Beat/Baseline 0. Что ж, давайте совершим на первом такте этой дорожки (такты разделены вертикальными линиями) двойной клик и добавим в открывшийся редактор какие-нибудь барабаны. Во вкладке My Samples слева легко обнаружить каталог drums. По клику на каждый из присутствующих там файлов должен будет прозвучать соответствующий звук. Если звук этот нравится, берите его и тащите на пустое место в барабанном редакторе. Добавьте столько барабанов, сколько нужно, и приступайте к созданию барабанной партии путём вращения колёсика мышки над шагами (прямоугольники с закруглёнными краями) до получения желаемой их громкости (кликом можно сразу выставить полную громкость или, наоборот, вернуть к нулю). Удобно при этом, кстати, запустить проигрывание партии. Поиграйте с этим редактором, у него много интересных возможностей; тем не менее, для сложных барабанных партий я бы посоветовал воспользоваться специализированным редактором, например, Hydrogen - результат потом можно вставить как sample-track. А ещё можно наиграть на реальной установке - по-моему, лучшее решение.

Итак, средняя дорожка нового проекта - «Sample track». Такие добавляются, соответственно, кнопкой «Add sample-track». На неё можно вставить (двойной клик по нужному такту) любой сэмпл почти любого формата. Я пробовал записывать электрогитару и вставлять таким образом - получается очень здорово, если сыграть ровно. И, что не менее интересно, здесь можно использовать LADSPA-плагины. Например, можно добавить distortion/overdrive/wah-wah/etc (хоть всё сразу, процессор себе только не сожгите) к чистому звуку электрогитары. Кстати, страшная тайна - эффекты LADSPA можно использовать в LMMS повсеместно - даже для барабанов (вкладка FX для AudioFileProcessor).


Ну и, наконец, самое интересное - звуковые синтезаторы LMMS. Присутствующий в проекте изначально TripleOscillator имеет много настроек, но, на мой взгляд, гораздо интересней звучит синтезатор LB302. Что ж, давайте возьмём LB302 (или ещё что-нибудь из вкладки Instrument plugins) и перетащим его поверх негодного TripleOscillator. Сейчас самое время подключить какие-нибудь клавиши, которые умеют работать с MIDI. У меня дома имеется синтезатор Yamaha PSR-295, который, при подключении по USB, сразу же подхватывается драйверами ALSA как MIDI-устройство ввода и вывода (то есть можно не только что-нибудь наигрывать, но и выводить MIDI-поток для проигрывания настоящим железным синтезатором ^_^). Так что кликайте по пентаграмме с клавишами на нужной дорожке и выбирайте в качестве «MIDI input» своё устройство. Теперь можно вновь обратиться к настройкам инструмента и чего-нибудь покрутить на вкладке «plugin» до получения приятного и подходящего вашей композиции звука (ну, или неприятного, но подходящего - смотря, что за композиция). Соответственно, наигрывать в это время что-нибудь (как видите, можно это делать даже обычной компьютерной клавиатурой и/или мышкой) и вообще наслаждаться фактом наличия такой программы в виде free open source software.


Итак, вот оно. Средство воплощения мелодий LMMS. Запустите запись и постарайтесь ровно сыграть что-нибудь. Метроном вам в этом поможет, отбивая по 4 удара каждый такт. В выбранном по умолчанию режиме «draw mode» (карандаш) можно тянуть ноты за правый край, тем самым изменяя их длительность; можно перемещать ноты в любую сторону; можно вообще создавать новые ноты, что тоже часто бывает удобно. Столбики внизу позволяют менять громкость каждой ноты (разумеется, если записываться с MIDI-устройства, громкость должна будет выставляться сама в зависимости от того, с какой силой нажимать на клавиши инструмента). Если вы начали играть не сразу, а, скажем, с четвёртого удара метронома (второй такт), не беда - в нотном редакторе есть инструмент выделения («select mode») и перемещения («move selection»). Закончив запись мелодии, можно вернуться к основному окну с дорожками («Song-Editor») и, например, продублировать эту самую мелодию. Для этого достаточно с зажатой клавишей Ctrl перетащить получившийся паттэрн на следующие, свободные такты.

В заключение хочется сказать, что были рассмотрены лишь основные возможности этой программы. На практике, весьма вероятно, полезными окажутся также возможность использовать нотный редактор в барабанных партиях («Open in piano-roll») или, например, возможность добавить к композиции VST(i)-инструмент (плагин VeSTige; должен быть установлен WINE). Приятного музицирования!

© 2024 spbpda.ru
Spbpda - Обучение компьютеру